ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
КОРМЯНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
РАЙОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
« ЛУЧШИЙ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ – В ПРАКТИКУ»
сборник методических материалов
участников конкурса профессионального мастерства
педагогов учреждений дошкольного образования
Предисловие
« От пятилетнего ребёнка до меня – только шаг. От новорожденного до меня – страшное расстояние», - говорил Л.Н.Толстой. Его слова наиболее полно отображают важность периода дошкольного детства. Ведь это не подготовка к жизни, а и есть сама жизнь. Дошкольное образование – особый и неповторимый мир детства, в котором живут и работают удивительные люди.
Профессиональная компетентность педагогов – важнейший ресурс в обеспечении качества образования. Накопление и совершенствование профессионального мастерства – основная задача деятельности каждого педагога. Это диктуется как богатством самой педагогической деятельности, так и возрастанием требований общества к результатам работы учреждений дошкольного образования. Педагогическое мастерство – это выполнение педагогом своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях; это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приёмов.
В целях повышения педагогического мастерства специалистов дошкольного образования, повышения их профессиональной компетентности, а также создания условий для профессиональной самореализации, отдел образования, спорта и туризма Кормянского райисполкома проводит районный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» каждые два года, а также районный педагогический марафон «Мастерство + творчество = успех».
Чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни педагоги дошкольного образования с ранних лет формируют у своих воспитанников потребность эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Опыт педагогов, предоставленный в сборнике, показал, что именно игровой метод дает возможность в увлеченной, интересной, познавательной, активной совместной деятельности детей и взрослых.
Сакова Л.А., методист РУМК
Образовательная область «Ребёнок и природа» старшая группа
тема «Скорая помощь растениям»
Короткевич С.А., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Санаторный я/с №2 г.п.Корма»
Программные задачи: вовлечь детей в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями (полив, обтирание влажной тряпочкой широких плотных листьев, опрыскивание, рыхление почвы, удаление сухих листьев, сметать пыль с растений, имеющих опушенные листья); добиваться качественного выполнения трудовых действий; выделять влаголюбивые и засухоустойчивые растения; развивать любознательность, желание ухаживать за растениями уголка природы, воспитывать чувство сопереживания, ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
Материал: У каждого ребенка нарукавная повязка, клеенчатый фартук. «Аптечка» с инструментами для ухода за комнатными растениями, комнатные растения, лейки, палочки для рыхления, опрыскиватель, тряпочки, тазик. Картинки с изображениями капелек, солнца.
Ход занятия
Воспитатель (переодетый в фею цветов) Здравствуйте! Я приехала из цветочного царства. У нас случилась несчастье: заболели комнатные цветы. Им нужна помощь. Я знаю, вы из санитарной дружины и поможете вылечить цветы. Отправимся на помощь зеленым друзьям! Согласны? Молодцы!
Чтобы быстрее добраться до Цветочного царства, полетим на волшебном ковре-самолете. Закройте глаза. Полетели! (звучит музыка) Мы летим над морями, горами, лесами, синими реками и желтой пустыней. Вот мы и в Цветочном царстве. Открывайте глаза.
На столе стоят знакомые детям комнатные растения (амариллис, фикус, бегония, бальзамин, фиалка, герань, кактус), нуждающихся в помощи, уходе. Около каждого растения лежит карточка: в каком именно уходе нуждается данное растение?
Воспитатель. Это мое Цветочное царство. Растения очень грустные, поникшие, не веселятся, не играют. Они заболели, и помочь им можете только вы. Но сначала вспомним их имена, с помощью загадок (дети с помощью загадок узнают имена растений). У каждого растения есть медицинская карточка. В ней зашифрована болезнь, например: на карточке амариллиса нарисованы листья, а на них клещи. О какой же болезни они говорят? (ответы детей). Верно! На листьях амариллиса поселились клещи, и они пьют сок из листьев. Растение начало болеть. Как будем лечить это растение? (ответы детей). Оля возьми мыльный раствор и поставь возле амариллиса.
Это медицинская карточка бегонии. На ней нарисованы лейка с водой. Что это означает? (Растению нужен полив). Аккуратно потрогайте пальчиками землю в горшочке. Какая она на ощупь? (Сухая) Толя, найди на полке оборудование, которое пригодится для лечения бегонии. Поставь лейку рядом с бегонией.
Катя, возьми карточку фикуса и расскажи: чем он заболел? На карточке
нарисована тряпочка и пыльный лист растения.
А Олег проверит: действительно ли у фикуса грязные, пыльные листья? Кто покажет? Почему надо вытирать пыль с листьев? (Растению трудно дышать).
А теперь подойдем к фиалке и посмотрим, что с ней случилось? (Грязные листья, с них нужно смести пыль).
- Что же случилось с бальзамином? (его нужно опрыскать). Как это нужно сделать? {нужно опрыскать не только сверху, но и сбоку и снизу).
- Это медицинская карточка герани, на ней нарисованы ножницы, поэтому нужно обрезать сухие листья.
Итак, расшифровали болезни наших растений. А сейчас приступим к их лечению. Кто, какое растение будет лечить, определим по карточкам.
Педагог, раздает дубликаты карточек каждому ребенку. По ним дети определяют, каким растениям предстоит помочь. Все подходят к цветам и начинают за ними ухаживать: поливают, протирают листья, рыхлят землю и т. п. педагог дает сигнал убрать рабочее место. Оценивает результаты.
- Одни растения любят больше шаги, другие - меньше. Посмотрите на растения, которые стоят на столе. Кто знает, как они называются? (кактусы)
- Зачем кактусу такой толстый, мясистый стебель? (чтобы накапливать воду).
- Почему у кактуса листья превратились в колючки? (что бы экономно расходовать воду)
- Правильно. Кактусы растут в пустынях, где редко идут дожди и всегда жарко, поэтому с ними произошли все эти изменения, и называют их засухоустойчивыми. (Предлагаю детям разместить деревянные шпажки с картинками среди засухоустойчивых и влаголюбивых растений.)
Воспитатель. Полечим растения своей энергией. Расслабьтесь, глубоко вдохните, выдохните, широко расставленными пальцами слегка коснитесь растений. Вы обволакиваете их своим теплом, растениям приятны ваши легкие прикосновения. Поговорите с ними! (Звучит спокойная музыка.) поблагодарите растение! Не только вы лечили их, но и они помогали вам своей энергией. Посмотрите, как повеселели цветы. Они рады, что вы их лечили и разговаривали с ними. Растения похожи на людей. Покажите своими движениями и своей мимикой, как растения радуются и как грустят. Представьте что вы цветы. Что бы вы сказали человеку? (выслушивает ответы.)
Педагог благодарит «санитарную дружину» за помощь растениям.
Дети возвращаются назад в группу на ковре самолёте.
Подведение итога занятия. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по 2 фишки жёлтого и синего цвema и просит положить на поднос одну из них. Если детям понравилось в цветочном царстве, то на поднос кладут жёлтую фишку, если не понравилось, то фишку синего цвета. Воспитатель уточняет у детей, что понравилось им в цветочном царстве.
Образовательная область «Ребёнок и природа» старшая группа
тема «Комнатные растения»
Короткевич С.А., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Санаторный я/с №2 г.п.Корма»
Программные задачи вовлечь детей в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями (полив, обтирание влажной тряпочкой широких плотных листьев, опрыскивание, рыхление почвы, удаление сухих листьев, сметать пыль с растений, имеющих опушённые листья); уточнить знания детей о приёмах ухода за растениями. Познакомить детей с новым видом уходом - удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю, после поливки, количество раствора зависит от размера растения); развивать желание наблюдать и ухаживать за растениями; воспитывать трудолюбие, любовь к природе, стремление оказывать помощь в трудную минуту.
Материал письмо, комнатные растения, передники, лейки, палочки доя рыхления, ножницы, кисточки, тряпочки, опрыскиватель, пакет с удобрением, стаканчики с раствором, картинки с изображением ухода за комнатными растениями.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон и приносит письмо. Воспитатель берёт письмо и читает « Я/с №2 «Радуга». Детям старшей группы».
Воспитатель. Ребята, нам кто-то прислал письмо, вы хотите узнать от кого оно? (Да).
Воспитатель открывает письмо и читает:
-Спешите, спешите, спешите!
Растения дети спасите!
Незнайка ужасно плохой цветовод!
Не знает, какой нужен растениям уход!
С уважением Знайка.
- Ребята, это письмо от Знайки, он просит нас помочь растениям, которые есть у Незнайки.
Воспитатель предлагает детям отправиться к Незнайке на ковре-самолёте. Стучим, дверь открывает Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте детишки, проходите, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Незнайка, чем это ты здесь занимаешься?
Незнайка. Да вот работаю. Я очень люблю цветочки и люблю ухаживать за ними.
-Есть у меня настоящее дерево (показывает кактус), ёлка называется.
Воспитатель. Ребята посмотрите, разве это ёлка? А как правильно называется это растение? (Кактус).
-Зачем кактусу такой толстый и мясистый стебель? (Чтобы накапливать воду).
-Почему у кактуса листья превратились в колючки? (Чтобы экономно расходовать воду).
-Правильно, кактусы растут в пустынях, где редко идут дожди и всегда жарко, поэтому с ними произошли все эти изменения. А почему кактус у тебя такой пыльный?
Незнайка. А что его ещё и мыть надо?
Воспитатель. Ребята, расскажите Незнайке, как нужно ухаживать за кактусом? (Аккуратно сметать пыль кисточкой)
Незнайка. Ага, понял. А ещё у меня есть грань!
Воспитатель. Какая-такая ещё грань?
Незнайка. Да вот она. (Достаёт из-под стола герань).
Воспитатель. Так это же герань! Ты зачем её под стол спрятал?
Незнайка. А что бы ей никто не мешал.
Воспитатель. Ребята, подскажите Незнайке, где должны стоять цветы и что им нужно для роста? (Вода, тепло, свет)
Воспитатель обращает внимание на сухую землю в вазоне. Предлагает детям поухаживать за цветами, но перед этим обращает внимание на инвентарь. Вместе с детьми вспоминает, для чего он нужен. Дети надевают передники, каждый из детей берёт картинку, где нарисовано, за каким растением и как нужно ухаживать.
Дети начинают работу, воспитатель контролирует деятельность детей, помогает советом.
Воспитатель. Сейчас, ребята весна и растения начинают расти. А чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение. (Показывает пакет с удобрением). Но сыпать его сразу на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растения один раз в неделю после поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. На моём столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в некоторых- до краёв. Прежде чем вы возьмёте стаканчики с удобрением, каждый должен подумать с каким количеством раствора - полный или с половиной жидкости (если растение большое - полный, для растений меньшего размера требуется меньшее количество раствора). Необходимо сделать упор на правило безопасной работы с удобрением (не брать руки в рот, мыть их после подкормки).
Воспитатель. Когда польёте растения раствором, поставьте стаканчики на место, вымойте руки, уберите свои рабочие места, а растения уберите туда, где им будет хорошо. (Дети выполняют указания воспитателя). Видишь Незнайка, как тебе ребята помогли, комнатные растения в красивый вид привели.
Чтоб растение росло, и питалось и цвело,
Его надо поливать, пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять, и опрыскивать.
Надо помнить нам всегда, ему плохо в холода И во тьме не может жить. Лучик света должен быть.
Много правил и забот, знает мудрый цветовод!
Незнайка. Большое спасибо вам ребята. Теперь я буду правильно ухаживать за своими цветами.
Воспитатель. Незнайка, а чтобы ты не забыл как правильно ухаживать за комнатными растениями, мы дарим тебе карточки по уходу за ними. Посмотрев карточку, ты сразу поймёшь, какой нужен уход каждому растению.
Задержались мы у тебя, пора возвращаться в группу. До свидания.
(Дети садятся на ковер-самолёт и возвращаются в группу).
Воспитатель. Дети, чему вы сегодня научились? (Подкармливать растения). Для чего их подкармливают? (Чтобы они лучше росли и цвели). На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения нужно лить в вазон с растениями? (На мокрую, удобрять после поливки, в зависимости от величины растения).
Образовательная область «Ребёнок и природа» вторая младшая группа
тема «Зимовье зверей»
Нестеренко Л.Г., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Литвиновичский детский сад»
Программные задачи. Сформировать представления у детей о жизни диких животных зимой. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Развивать любознательность, творческие способности. Воспитывать бережное отношение к животным, аккуратность и усидчивость во время работы с кисточкой и клеем.
Материалы. Игрушки: (заяц, белка), корзинка; использование рисунков «Дикие животные»; клей ПВА, кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, кусочки ваты, шаблоны зайцев.
Предварительная работа: Разгадывание загадок о диких животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас много гостей. Мы всегда им рады. Давайте скажем всем «Доброе утро». Посмотрите, какой сегодня чудесный день. Давайте подарим свои улыбки гостям и друг другу. А вы знаете, какая сейчас пора года ( весна).
Зима ушла от нас прочь. А какая была у нас зима, давайте вспомним (холодная, морозная, метельная ). Много, много снега намело. И сегодня мы с вами ещё раз поговорим, как дикие животные готовились к такой холодной, лютой зиме. И как они её провели.
Воспитатель. Ой, ребята, слышите, кто-то шуршит? Пойдемте, посмотрим. Ищем.
- Смотрите, так вот кто здесь шуршал.
- Кто это? (Белка)
- А чьи ушки торчат из- за пенька? (Зайчика)
- Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про зайчика и белочку.
- Жили в лесу друзья - белочка и зайчик. Летом они прыгали и играли на полянке, а когда наступила осень, белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.
- Зачем тебе корзинка? - спросил зайчик.
- Это корзинка не простая, она моя помощница, - ответила белочка.
- Как это? Почему корзинка помощница - удивился зайчик и убежал веселиться со своими братишками - зайчишками, песни петь да играть.
- А вы, ребята, как думаете, почему корзинка помощница белочки? (Ответы детей)
- Белочка собирает желуди, шишки, орехи, грибы, она готовится к зиме, делает запасы. Осенью вся природа готовится к зиме: деревья, птицы, звери.
Ведь выпадет снег, заметет метель, и ничего не найдешь, ни орешка, ни грибочка, все белым бело.
- Скажите, куда белочка прячет свои запасы? (Ответы детей)
- В дупло.
- Скажите мне, белка и заяц, дикие или домашние животные? Где они живут?
(ответы детей)
- А вы хотите узнать, как дикие животные приготовились к зиме?
- У меня есть волшебный сундучок, который таит в себе много интересного. Он то и поможет нам узнать о жизни животных.
Но открыть его можно только волшебными словами, вы мне поможете? Повторяйте за мной:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Можно крышку открывать!
Крышка открывается. Звучит музыка. Появляется рисунок белки.
- Смотрите, вот же наша знакомая белочка! Только почему - то у нее шерстка серого цвета, а была рыжая.
- Знаете, почему у белочки поменялся цвет шерстки? (ответы детей)
- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая -
серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить
на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.
-Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода. Убежала белочка в дупло.
-Кто же это фырчит? Отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ответы детей)
Показ рисунка « Еж».
- Почему ежик сердится? Мы наверно его разбудили!
В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит, и запасов на зиму ему делать не надо, как белки. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.
- Давайте мы ежа развеселим, чтобы он не сердился.
Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».
Я колючий серый еж,
Длинные иголки.
Я тебя не уколю,
Я иголки уберу.
А когда придет лиса,
Покажу я их тогда.
- Убежал ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой? (Ответы детей)
- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)
- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)
- Правильно. Он с осени своей жир копил, много ел и много пил.
У него одна работа - крепко спать и весны ждать.
- А это кто?
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой,
Зайца ждет хитрюга та.
А зовут ее? (Лиса)
Показ рисунка « Лиса».
- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет?
- Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она - хищник.
- А где дом у лисы? ( Ответы детей)
- Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотится начинает. Хочет зайчика поймать, но его ей не догнать.
- Вот и заяц.
Показ слайда « Заяц».
- Как же зайчик приготовился к зиме? (Ответы детей)
- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую.
- Зачем зайчик меняет цвет шерстки? ( Ответы детей)
- Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.
- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
- Зайцы не делают запасы на зиму. Поэтому, наш знакомый заяц и удивлялся, зачем
белочки корзинка. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из под снега достают корешки.
Давайте поиграем. Физминутка «Зайцы».
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - белые клубочки.
Прыг - скок, прыг - скок,
Встали зайцы на пенек.
Зашагали все на месте,
Лапками махали вместе.
Все присели, дружно встали,
И за ушком почесали.
- Ребята, а ведь наши зайцы так и не поменяли цвет шерстки с серого на белый! Что же делать? Давайте мы им поможем!
- Сейчас мы закроем волшебный сундучок. Помогайте ребята.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Можно крышку закрывать!
Звучит музыка. Крышка закрывается.
- Садитесь за столы. У меня есть необычный материал, который поможет нам поменять зайчику серую шубку на белую. Это - вата.
- Какого она цвета?
- Вата белая, мягкая, пушистая, как зимняя шубка у зайчика.
- Вот такой зайчик у нас должен получится. (Показ готового зайца)
-А сейчас я вам покажу, как мы будем менять серую шубку на белую.
- Окунаем кисточку в клей, аккуратно намазываем силуэт зайчика, кладем кисточку на подставку, берем кусочек ваты и наклеиваем на зайчика и так обклеиваем кусочками ваты всего зайчика. Затем мы сделаем ему глазки из кружочков бумаги черного цвета и язычок красного цвета.
- Давайте проверим, все ли у нас готово для работы. (Кисточки, подставки для кисточки, клей, зайчики, вата, цветная бумага, салфетки)
-Приступайте к работе.
После выполнения работы. Какие замечательные зайчата у вас получились!
Заяц шубку поменял,
И исчез куда-то.
Он не виден на снегу,
Как комочек ваты.
Ведь спасенье от врагов
Белый цвет зимою.
И зайчишка до весны
Защищён собою.
Воспитатель. Сегодня вы были все молодцы. Я очень вами довольна и зайчишки остались довольны новыми белыми шубками и говорят вам спасибо.
-Ребята, можете посмотреть работы.
Образовательная область «Искусство» вторая младшая группа
тема «Волшебное солнышко»
Антимонова А.Е., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Кляпинский ДССШ»
Программные задачи. Учить детей создавать коллективную композицию, учить воплощать задуманное, работать сообща, применяя в работе рисование ладошкой, пальчиковую живопись. Развивать у детей творческое воображение, подбирая нужный колорит. Воспитывать любовь к окружающему нам миру.
Материал: гуашь, большой ватман, палитра, влажные салфетки, клеёнки, мяч- солнышко, ИКТ.
Приём изображения: рисование ладошкой, пальчиковая живопись
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте ребята, смотрите, кто к нам пришёл в гости. Да, это солнышко, только что с ним случилось. Оно грустное. А почему, как вы думаете?
- А мне солнышко шепнуло на ушко, что оно грустное, потому что у него нет друзей. Давайте с ним познакомимся. ( Игра «Знакомство»)
- Меня зовут Анастасия Евгеньевна, а как тебя зовут?
- Вот и солнышку стало веселее ( меняется ротик)
Тучка прячется за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое,
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
-А давайте нашему солнышку нарисуем лучики, только не простые, а волшебные - разноцветные. А рисовать мы будем ладошками: ведь мы тоже волшебники.
- показ рисования ладошкой ( макаем ладошку в ёмкость с краской, давайте рисовать лучики разными цветами. Хорошо ладошку прижимаем к бумаге , левой рукой помогаем прижимать, убрали аккуратно руку, вытираем салфеткой.)
- работа детей.
- вытираем салфеткой.
После показа, проводится «Пальчиковая гимнастика».
Моё солнышко проснулось
Нежно потянулось, улыбнулось.
Глазки вытерло рукой
Тихо топнуло ногой.
-А что бы солнышку было веселей, нарисуем цветочки (пальчиковая живопись, показ тот же). Цветочки рисуем разноцветные.
-Нашему солнышку так весело, оно хочет с нами поиграть. (Ставлю музыку, дети берутся за руки и идут по кругу, затем собираются к центру, и обратно делают круг).
-Ребята, солнышку очень понравилось у вас, расскажите солнышку, что мы сегодня с вами делали: рисовали лучики - ладошкой, цветочки - пальчиками.
-Дети, солнышко говорит вам «До свидания ».
Образовательная область «Ребёнок и природа» старшая группа
тема «Знакомство со свойствами воды»
Гонжурова В.В., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Ясли-сад №1 г.п.Корма»
Программное содержание: формировать представление у детей о том, что вода - это удивительное вещество в природе, без которого невозможно существование всего живого; учить делать выводы в процессе опытов, экспериментов о свойствах воды. Развивать любознательность, активное отношение к окружающей действительности. Воспитывать интерес к детскому экспериментированию.
Оборудование: стаканчики пластмассовые, сахар, вода, лёд, салфетки, тарелочки, трубочки, ложечки, сундучок.
Предварительная работа: наблюдение, разучивание песен и стихов о весне, воде, беседы о воде и ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», игры с водой: «Какая бывает вода», рассматривание картин о весне.
Ход занятия
Воспитатель и дети здороваются с гостями.
Воспитатель. Сегодня ребята вы будете заниматься со мной, а зовут меня Валентина Васильевна. Я и наши гости хотим узнать ваши имена. (Дети представляются передовая игрушку).
- Пришла я к вам со своим волшебным сундучком, но чтобы его открыть, надо отгадать загадку. (Загадка про воду)
- Молодцы ребята, вы загадку отгадали и теперь мы можем открыть сундучок.
Беседа про воду.
- Ребята, а кто знает, для чего нужна вода? (Ответы). Правильно, чтобы утолять жажду, готовить пищу, купаться, поливать цветы. Да, ребята, вода - это удивительное вещество, созданное природой. Без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения, ни насекомые, так как они все погибнут. Вода нужна всем.
- Ребята! Давайте с вами немного поиграем с водой. Для этого давайте подойдём к столу.
- Посмотрите внимательно, что вы видите на нём? (воду в стакане, трубочки и т.д.)
- Какого цвета вода? (Без цвета)
- Возьмите каждый по стаканчику и понюхаем, чем она пахнет (без запаха)
- Попробуйте и скажите, какая она на вкус? (без вкуса)
- Перельём воду в стакан (вода приобретает форму стакана)
Давайте перельём воду в другую форму и посмотрим, что изменилось? (похожа вода на стаканчик - нет, а на что похожа - на коробочку, в которую сё перелили).
Вода принимает форму - сосуда, в который налита рода.
А сейчас капните капельку на стол и порисуйте пальчиком (вода не имеет формы)
- Ребята давайте с вами вспомним, что нового мы узнали о воде.
Первое - она бесцветная.
Второе - не имеет запаха.
Третье - вода может принимать любую форму.
Четвёртое - растекается по плоской поверхности.
Физкультминутка
Послушайте, что вы слышите?
Ребята посмотрите, кто это к нам прилетел? (тучка).
Ребята, я предлагаю временно превратиться в маленькие капельки и поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Капельки из тучки упали на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало играть по одной (дети прыгают). Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками, (дети берутся за руки и начинают движение). Встретились ручейки и стали большой речкой, (дети бегут змейкой, взявшись за руки). Текла река и попала в большой океан, (дети берутся за руки и идут по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко выглянуло, тепло стало, (дети присели). Вспомнили капельки, что их ждёт мама Тучка. Стали капельки лёгкими и полетели т тучке (дети подняли руки вверх)
- Ребята, а вы знаете, что происходит с водой зимой. (Замерзает)
- Давайте подойдём к следующему нашему столу и посмотрим, что ожидает нас там.
- Ребята, что лежит в тарелках? (лёд) Возьмите его в руки и рассмотрите.
- Какой он? (холодный)
- Давайте его подержим в руках, какой он? (мокрый, гладкий) А что происходит со льдом в руке? (тает и становится водой)
- Положите лёд на тарелочки, салфеткой вытрете руки.
-Ребята, а какая сейчас пора года?
- Правильно весна. А что происходит весной со снегом и льдом? (тает). Природа просыпается и всё оживает после долгой зимней спячки, прилетаю птицы из тёплых стран и наступает весна.
Музыка «Пение птиц».
- Дети посмотрите, кто к нам пришёл. (Весна)
Весна. Ребята, а чем вы здесь занимались?
Воспитатель. Давайте расскажем Весне, чем вы сегодня занимались и что нового узнали.
Вот видишь Весна, как мы тебе помогли растопить лёд, чтобы ты к нам быстрее пришла.
А что ты знаешь про воду?
Весна. Вода моя самая лучшая помощница, я прихожу, когда прилетают птицы, журчат ручьи, просыпается трава и распускаются цветы.
Воспитатель. Весна, а дети хотят порадовать тебя песней, они очень рады твоему приходу.
Поют песню.
Весна прощается с детьми и гостями.
Весна. Мне у вас очень понравилось и примете от меня весеннее угощение. Ну а мне уже пора до свидание детвора.
Воспитатель. Ребята вам понравилось занятие? В дальнейшем вы будите проводить опыты и всё больше узнавать о свойствах воды со своим воспитателем. На этом наше занятие закончено. Молодцы!
Образовательная область «Ребёнок и общество» вторая младшая группа
тема «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Драчёва О.А., воспитатель ДО 2 категории,
ГУО «Боровобудский ДСБШ»
Программное содержание. Уточнить представления о предметах личной гигиены, систематизировать представления об их внешнем виде, закреплять навыки самообслуживания, формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать ребёнка так, чтобы правила личной гигиены выступали не как требование взрослых, а как правила самого ребёнка, приносящие пользу его организму, воспитывать желание быть опрятным и аккуратным.
Предварительная работа: беседа с детьми о назначении туалетных принадлежностей (мыла, шампуни, зубной пасты, зубной щётки, шампуня, расчёски).
Материал и оборудование: кукла Таня, туалетные принадлежности: мыло, шампунь, расчёска, зубная паста, зубная щётка, мочалка, полотенце, мыльница; мяч, зеркальце; эмблемы туалетных принадлежностей.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь. В группу входит кукла Таня - лохматая, грязная.
Воспитатель. Посмотрите дети, какая необычная гостья пришла к нам! Как тебя зовут, девочка? Ребята. Девочка мне сказала, что её называют по- разному, и этим она гордиться.
Воспитатель. В таком случае ребята я предлагаю игру «Назови меня». Я буду называть, что любит делать девочка, а вы по этим словам угадаете, как её называют.
Девочка любит шалить - она шалунья
Любит хвастаться - хвастунья
Девочка теряет вещи - растеряша
Часто плачет - плакса
Долго копается - копуша
Ест одни сладости - сластёна
Вот, оказывается, как её называют. Разве можно этим гордиться? Она и шалунья, и хвастунья, растеряша, а ещё Таня не чистит зубы и не умывается.
Кто зубы не чистит. Дружат с грязнулями
Не моется с мылом, Только грязнули,
Тот вырасти может Которые сами в грязи утонули.
Болезненным, хилым. Грязнули боятся воды и простуд
И иногда совсем не растут.
Воспитатель. Ребята, давайте мы Тане скажем, что нужно делать, чтобы быть чистой? (мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки)
- А что нам помогает быть чистыми и аккуратными (вода, мыло, полотенце)
Воспитатель. Ребята, давайте вместе поиграем в игру «Скажи, какое мыло». Я буду бросать мяч кому-то в руки. Тот, кому я брошу мяч, должен его словить и бросить мне обратно, сказав что-нибудь о свойствах мыла ( душистое, разноцветное, туалетное )
- А как называется коробочка, в которую кладут мыло? ( мыльница)
Воспитатель. А для чего нужно полотенце? Предлагаю поиграть в игру. Только рассказывать будем о свойствах полотенца (пушистое, мягкое, грязное, мокрое, сухое, красивое, чистое, большое, маленькое, разноцветное).
Воспитатель. Ребята, я думаю, что наша гостья Таня сегодня много узнала: для чего нужно мыло, полотенце. Мы сейчас с вами отправимся на поезде в город «Грязнулька» где живёт Таня и её друзья.
Загудел паровоз ( ту-ту-ту)
И вагончики повёз (чу-чу-чу)
Далеко их укачу.
Воспитатель. Ребята, здесь живут куклы, которые перестали заботиться о чистоте, не умываются, не моют голову, не чистят зубы, не следят за одеждой. Они часто болеют. Посмотрите на столе лежат предметы, которые помогают быть всегда чистыми и опрятными. Вспомнить для чего они нужны (мыло для того, чтобы мыть руки; шампунь для того, чтобы мыть голову; мочалка для того, чтобы мыть тело; расчёска для того, чтобы расчёсываться). Давайте научим куклу Таню и её друзей пользоваться туалетными принадлежностями в игре. Игра «Ровным кругом» (Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла, на груди эмблема с изображением мыла).
- Ровным кругом друг за другом будем весело шагать, что нам мыло здесь покажет, то и будем выполнять. Ребёнок, изображающий мыло, показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующие движения показывают другие дети.
Подведение итога.
Воспитатель. Ребята, я думаю, что наша гостья Таня сегодня много узнала: для чего нужно мыло, полотенце. И сможет самостоятельно с помощью этих предметов привести себя в порядок. Мы дарим ей и её друзьям зеркало, оно всегда подскажет им, когда необходимо привести себя в порядок.
Образовательная область «Ребёнок и природа» вторая младшая группа
тема «Птицы – наши друзья»
Король Е.С., воспитатель ДО высшей категории,
ГУО «Санаторный ясли-сад №6 г.п.Корма»
Программное содержание: Систематизировать знания детей о птицах; продолжать формировать представления о том, что всем птицам необходимо питаться, чтобы жить. Развивать мелкую моторику и внимание, совершенствовать координационные способности рук детей. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Материал и оборудование: шапочки с изображением птиц, кормушка с птицами, тарелочка для корма, корм, мяч, диск с музыкой « Трели птиц»
Ход занятия
Воспитатель организовывает детей на занятие. Раздаётся стук в дверь. Влетает Карлсон.
Карлсон: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.
Дети: Здравствуйте.
Карлсон: Вы меня узнали?
Дети: Да. Карлсон
Карлсон: Да. Я весёлый, добрый Карлсон и большой-пребольшой выдумщик. Я придумал.... Становитесь-ка в кружок, я буду дарить вам улыбку и давать мяч. А вы мне будете называть мне своё имя, улыбаться мне и возвращать мяч обратно (Игра «Улыбнись и назовись»).
Карлсон: Молодцы! Какие вы весёлые и дружные, настоящие друзья. Я живу на крыше и у меня там тоже есть друзья. Это мои птички- воробьи, синички. Я с ними играю в разные игры. Давайте мы с вами тоже поиграем. Превратимся в птичек. «Раз, два, три, в птичек превратились мы» ( детям на голову одевают шапочки птичек)
Игра «Птичка»
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички летают
Устали не знают.
Сели птички на дорожку,
Поклевали птички крошки.
Клю-клю-клю-поклюём
Нашу песенку споём.
Чик-чирик, синь-синь-синь.
Карлсон: «Раз, два, три, в деток обратно превратились мы!»
Карлсон: Ах, как хорошо мы играли. Ребята, я совсем забыл. Я же пришел к вам не один, а со своими друзьями-птичками. Да ещё и покормить их забыл. Вот я невежа! Поэтому они и песенки не поют. Может, вы знаете, почему нужно кормить птиц? (Ответы детей).
Карлсон: - Ребята, вы мне поможете покормить птиц?
- А кто знает, что едят птицы?
- Как подкармливают птиц?
Карлсон: У меня тоже есть корм- это семена тыквы, подсолнуха, зерно и
кусочек хлебушка. Давайте я покажу вам, как правильно в наши кормушки положить корм. Нужно взять из тарелочки зернышко двумя пальчиками: большим и указательным. Вот так. Положить в кормушку и прижать указательным пальчиком, чтобы ветер не сдул корм. Тоже сделать и с семенами. А вот кусочек хлебушка мы разотрем «щепоткой»: тремя пальчиками. Вот так. А сейчас надо нам подготовить пальчики к работе:
Пальчиковая игра «Птички»
Взяли ручки в кулачки
Птички полетели - пальчики по одному показывают из кулачков.
Крыльями махали- два больших пальчика левой и правой руки цепляются
друг за дружку.
На деревья сели- руки вверх, пальчики растопырены.
Вместе отдыхали- все пальчики прячутся в кулачки.
Карлсон: Теперь ваши пальчики готовы приступать к работе. Садимся за столы.
Карлсон раздаёт кормушки с птичками детям. Дети самостоятельно работают. Карлсон проводит индивидуальную работу. (Звучит музыка)
Карлсон: Ребята, ваши пальчики трудились и немножко у стал и... Давайте мы с ними поиграем.
Пальчикова игра «Покормите птиц зимой »
Покормите птиц зимой (изображают, как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой, (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо (кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома)
Карлсон: Молодцы, ребята. Вы сделали доброе дело. Давайте всех птичек соберём в стайку, чтобы им было веселее. А мы давайте присядем на полянку. Вы что-нибудь слышите? (Нет). Вслушайтесь....(звучит пение птиц). Ребята, это птицы говорят нам спасибо, своим пеним. Птиц нужно беречь. Они наши друзья. А придёте домой попросите своих пап сделать кормушки, они бываю разные: деревянные, из бутылочек, пакетов, коробочек и покормите обязательно птиц. Вы не забудете? (Ответ детей)
Карлсон: Ребята, мне уже пора. Меня ждёт Малыш. Ему будет интересно узнать, чем же мы с вами сегодня занимались. Напомните мне. Своих друзей я оставлю с вами. Покажите своим родителям, какое доброе дело вы сегодня сделали.
Карлсон: Ну, вот и всё, до свидания ребята!
Образовательная область «Ребёнок и общество» старшая группа тема «Дружба крепкая, не сломается»
Томашкова Н.В., воспитатель ДО высшей категории,
ГУО «Ясли-сад №5 г.п. Корма»
Программные задачи. Формировать способность к взаимопониманию и сопереживанию в отношениях со сверстниками, оказанию помощи, содействовать пониманию и эмоциональному переживанию дружбы, доброты, умение противостоять злу, несправедливости. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении заданий в паре. Развивать умение сравнивать множества путем счета,и опосредованно. Развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, желание помогать друг другу.
Материалы и оборудование: предметные и разрезные картинки, плоскостные девочки и мальчики, знаки (<, =, >), куклы(мальчик,девочка), фломастеры, цветок, музыкальное сопровождение
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, какая песенка у нас с вами звучала. О чем была это песенка?(о дружбе) Скажите, а вы дружные ребята, дружите друг с другом. Я тоже хочу с вами подружится. А вы со мной дружить хотите? Чтобы с кем-то дружить наверно сначало надо познакомится, давайте познакомимся. А знакомится мы будем не просто, а каждый должен рассказать что-нибудь о себе, почему с ним можно дружить. Давайте я начну первая.
Меня зовут Наталья Валентиновна. Я добрая, веселая, люблю играть с детьми в разные
игры.(Дети по очереди рассказывают о себе)
Я узнала о вас много интерестного. Я знаю, что все дети любят мечтать. А вы любите мечтать. А я тоже люблю мечтать, и у меня есть одна мечта. Хотите я вам расскажу о своей мечте?(да) Мечтаю я хоть раз попасть в сказку. А вы хотите в сказку? Тогда я вам предлагаю отправится в сказку.(присаживаемся на коврик) Сейчас я вам расскажу одну сказку:
Много-много лет тому назад, в одной удивительной стране жили мальчики и девочки. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело, и никогда не ссорились. Повсюду в той стране царили мир, взаимопонимание, дружба. А не ссорились они потому, что помогал им в этом цветок, который рос у них в стране-- цветок ДРУЖБЫ. Они оберегали и заботились о нем.
Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, кругом красота, мир, дружба. И задумал он свое злое дело. Налетел он злой черной тучей на сказочную страну, и загудел сильный, страшный ветер. Подхватил всех мальчиков и девочек и унес с собой. Девочек в страну ХОЛОДА И ЛЬДА, а мальчиков в страну КАМЕННЫХ СЕРДЕЦ. Цветок ДРУЖБЫ не хотел отпускать своих жителей, и тогда волшебник сорвал все лепестки у цветка и ветер разнес их по всему свету. Остался один стебелек (показ)
Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал, не защищал их от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил хорошим манерам. Так и живут они много много лет в разных странах, которыми правит злой волшебник.
Вот такая сказка. Скажите вам жалко похищенных детей, а вы хотели бы им помочь?(да) Оказывается, есть одно тайное средство против злого волшебника. Зло исчезнет, и дети вновь попадут в свою страну, если дети из детского сада помогут собрать все лепестки цветка ДРУЖБЫ. И тогда цветок оживет, колдовство исчезнет.
Вы хотите им помочь? Для этого нужно выполнить очень трудные задания. Все задания вы должны выполнять вместе, дружно. Вы точно справитесь с заданиями. Ну что готовы?
Тогда начнем.
Вот первое задание:
У меня два конверта. Один для девочек, другой для мальчиков. В этих конвертах половинки картинок. Вы должны взять по 1-й половинке и найти свою пару, чтобы картинка получилась целой. (дети выполняют задание) Ну, молодцы, я думаю, что вы справились с этим сложным заданием. (звучит музыка, вбегает сказочный персонаж, передает лепесток) Ребята какие вы молодцы, вот и первый лепесток (прикрепляем). Ну что начало есть. Продолжим? Но следующее задание будет еще труднее. Вы готовы?
Второе задание:
Давайте пройдем к доске. На доске мальчики и девочки.(2 множества) Скажите кого больше? Сколько девочек? (5) Сколько мальчиков?(3) Сколько еще нужно добавить мальчиков?(2) Поровну. У меня знаки, какой знак мы можем поставить между девочками и мальчиками?(равно) А теперь давайте соединим наших мальчиков и девочек в пары. Каждый возьмет себе по одному. Сколько пар у нас получилось?(5) Как вы думаете мы справились с этим сложным заданием. Я думаю да (еще один лепесток) Ну что продолжим или вы боитесь, что не справитесь? Готовы?
Третье задание:
Сейчас я буду называть имена, а вы мне должны сказать, какое имя здесь лишнее и почему.
Наташа, Маша, Ваня, Света, Настя, Коля, Вася, Валя, Толя, Леша
А может вы знаете имена, которыми могут называть и девочек и мальчиков? Ну тогда будьте очень внимательны (Настя,Роман,Света,Саша,Таня,Женя)
Умницы (индивидуальная похвала) (лепесток)
Четвертое задание:
Следующее задание. Справитесь?
Подойдем к столу, мальчики с одной стороны, девочки с другой. Разложите картинки с предметами, игрушками, вещами правильно. Девочки -к мальчику.Мальчики к девочке. Давайте проверим. Будьте внимательны, от того как вы выполните задание, будет зависеть будет у нас еще один лепесток. Молодцы. Вы все выполнили правильно. (лепесток)
Вот у нас уже есть, сколько лепестков 4. Не хватает еще одного. А у меня уже все задания закончились.Что же мы будем делать? Как нам еще найти один лепесток. Я прямо растерялась.Что же делать. Так хочется помочь детям,правда? (сигнал телефона)
Ребята кажется это мой телефон. (Задание можете найти на окне)
Пятое задание:
Ребята так это же наши девочки и мальчики, которым мы помогаем. Только я не могу понять, что в их портретах не так. Помогите мне. Нет улыбок. Тут есть еще письмо. (читаю письмо) А вы ребята помните как выглядит улыбка? Давайте улыбнемся друг другу. А теперь нарисуем улыбки нашим друзьям. Подарите друг другу улыбающихся детей. (лепесток) Ну вот и собрали мы цветок дружбы. Какие вы молодцы, как вы старались. Теперь злые чары рухнут. А в знак благодарности, что наши друзья снова вместе, в своей стране, они дарят цветок ДРУЖБЫ вам. Берегите его.Чтобы вы всегда дружили и у вас было много друзей. Мне очень понравилось у вас, вы такие дружные. Будем дружить и дальше с вами. А теперь мне пора. До свидания.
Образовательная область «Ребёнок и общество» средняя группа
тема «Витамины»
Тихоненко Л.И.., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Хизовский детский сад»
Программные задачи: учить детей различать витаминосодержащие продукты; объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
Материал: цветные карандаши, листы бумаги для рисования.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, есть одно волшебное слово, которое обозначает пожелание здоровья. Какое это слово, как вы думаете?( Здравствуйте).
-Здравствуйте! -
Ты скажешь человеку - Здравствуй!- Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
-А сейчас возьмёмся за руки и скажем, друг другу и всем гостям « Здравствуйте!»
Воспитатель обращает внимание на конверт
Воспитатель. Ребята, это письмо адресовано вам, от Незнайки, послушайте, что он нам пишет. «Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил колу. Но, к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».
Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.
Воспитатель. Для начала давайте расскажем ему о правильном и здоровом питании. Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)
-Не всегда вкусные продукты полезны.
-А вы знаете, для чего мы едим?
-Человек питается, чтобы жить.
Воспитатель. Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития.
-Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)
В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества - витамины. Для чего они нужны? (ответы детей) Чтобы человек себя хорошо чувствовал, не болел, рос крепким и здоровым. Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины обозначаются буквами А, Б, С, Д.(выставляю буквы с картинками на мольберт)
Витамин А - очень важен для зрения и роста, а есть он в морковке, капусте, чесноке, свекле, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке.
Витамин В - помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе
Витамин С - укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, Луке.
Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими, Его много в молоке, яйцах.
Воспитатель. Ребята, чтобы быть здоровым необходимо и обязательно нужно заниматься спортом.
Сейчас мы не только расскажем Незнайке, но и покажем, как это нужно делать.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Образовательная область «Развитие речи» старшая группа
тема «Моя семья»
Короткевич И.П., воспитатель ДО 1 категории,
ГУО «Санаторный ясли-сад №2 г.п. Корма»
Программные задачи.Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; родственных отношениях; развивать связную речь, активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о семье (семья, родственники, генеологическое древо, родословная); упражнять детей в образовании прилагательных; развитие лексико - грамматических категорий; совершенствовать умение составлять короткий рассказ употребляя в речи имена и отчества родных; продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком; воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства родным и близким людям.
Материал: репродукции семейных портретов, семейные фотографии, мяч, генеалогическое древо семьи каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям, рассказы детей о членах своей семьи, совместная работа с родителями по составлению семейного древа, чтение художественной литературы, знакомство с терминами родства.
Ход занятия
- Ребята, сегодня я приглашаю вас на передачу, которая так и называется «Моя семья».
(Дети садятся на стульчики полукругом в группе).
- На передаче мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, познакомимся с вашим генеалогическим древом, и много еще интересного будет в нашей передаче.
- Вначале, давайте представимся (предлагаю детям представиться, начинает представление воспитатель: называет Ф. И. О., затем передает микрофон ребенку по кругу. Ребенок, получивший микрофон называет свою Ф. И. О.).
- У каждого человека есть Ф. И. О.. Каждый человек имеет право на имя, которое ему дают при рождении.
- Как человеку присваивается имя? (достается от отца)
- Откуда у человека фамилия? (достается от родителей)
Воспитатель привлекает их внимание к репродукциям, размещенным на мольбертах (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Ю. Кугач «В субботу», Я. Колокольников - Воронин «Автопортрет с женой и сыном» и т. д.)
- Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (на этих картинах изображены семьи). Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Они ведь такие разные, (на картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама, дети).
- Количество людей, изображенных на картинах разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет назад, другие - наши современники.
- Как вы думаете, что такое семья? (семья - это дом, семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся уважительно друг к другу, говорят друг с другом ласково ). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте поиграем (Д\игра «Кто для кого» с мячом).
- Кто для мамы и папы мальчик... и девочка...? (сын, дочка)
- Кто для дедушки и бабушки папа...? (сын)
- Кто для девочки мальчик?
- Кто девочка для мальчика?
- А какие же они родные и дорогие нам люди? (подбери как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д.)
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Мама (какая?) - добрая, хорошая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, трудолюбивая и т. д.
Папа (какой?) - строгий, умный, сильный...
Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая и т. д.
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранять для своего будущего поколения память о своих родственниках. Так как их было много, и они не запоминались, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальную тетрадь, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «Родословными». (Рассказ о своей семье). А потом люди придумали зарисовывать свою «Родословную» в виде дерева. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». В нашу студию вы принесли каждый своё генеалогическое древо, которое дома составляли совместно с родителями. О семье можно рассказать как, словом так и рисунком. Теперь мы видим, сколько человек у каждого из вас в семье. Как они выглядят. Осталось узнать, как их зовут. (Дети рассказывают: «Это я, меня зовут Саша. Это моя мама - Елена Николаевна. Это мой брат, его зовут Ваня и т. д. »).
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было всегда хорошее настроение? (Не обижать, не ссориться, дарить подарки, помогать)
- Прослушав ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это.
Итог занятия: дети, что нового вы сегодня узнали на передаче «Моя семья»?
Образовательная область «Ребёнок и общество» старшая группа
тема «Если крест с тобой всегда, не страшна тебе беда»
Королькова М.Б., воспитатель ДО высшей категории,
ГУО «Санаторный ясли-сад №2 г.п. Корма»
Программные задачи: дать представление детям о назначении нательного креста; познакомить с правильным изображением православного креста; формировать навыки выразительного чтения (наизусть); обучать детей навыкам работы с бумагой; развивать образное восприятие музыки, поэзии; воспитывать бережное отношение к православной святыне - кресту; доставить детям радость и удовольствие от изобразительной деятельности развивающей направленности.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал - фотографии и рисунки с изображением креста; раздаточный материал - плоскостное изображение овечки, салфетки.
Предварительная работа: посещение Храма с детьми; чтение и разучивание поэтических произведений; подготовка наглядного и раздаточного материала; беседа с детьми;
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Беларусь
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами белорусы. Вслушайтесь в звучание этого слова. Беларусь, Белая Русь.
Что означает слово белая? Правильно, чистая.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а кто мы по нашей вере?
Дети: Православные христиане.
Воспитатель: Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать сам Сын Божий, Иисус Христос. Обязательным и главным символом православной веры является изображение креста, на котором был распят Иисус Христос. Такое изображение называется, распятием. Крест - главный знак христианства, знамение нашего спасения. Господь наш Иисус Христос из любви к людям сошел с неба на землю и принял страдания, как обыкновенный человек, чтобы люди спаслись. Крест сопровождает христианина на протяжении всей жизни. Ребята, где мы можем видеть изображение Креста?
Ответы детей. (На церкви).
Воспитатель: Правильно. Если мы видим на доме крест, то мы знаем, что это дом Божий, церковь, храм. (Иллюстрации, фотографии куполов, храмов увенчанных Крестами).
Ребенок читает стихотворение «Крест над храмом».
Над церковью, даже из дальних мест,
Виден большой золоченый крест.
Поднят он так высоко неспроста-
Во славу Господа Иисуса Христа
(Е.Г.Санин)
Воспитатель: Крест изображается на обложке Библии и других святых книг, на церковных одеждах священников, на священных предметах. Чтобы выразить нашу веру в Христа Спасителя, каждый христианин носит у самого сердца, пряча под одеждой, крестик, полученный при крещении.
Ребёнок: Крест нательный. Крест надевая, знаешь ли ты. Что крестики носят не для красоты? На каждом из них - заучи как урок. Любящий нас и страдающий Бог (Е.Г.Санин)
Воспитатель: Когда вы были маленькими, ваши родители вместе с вашими крестными, отнесли вас в церковь, где совершилось таинство крещения: после молитвенного обращения к Богу, священник три раза погружал малыша в воду, и вам на шею надели нательный крестик.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему нужно носить свой крестик, полученный при крещении? Почему его нужно беречь и стараться не расставаться с ним?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам одну небольшую, но очень поучительную историю. Давным-давно жил пастух. И было у него большое стадо овец. Беленькие, кудрявенькие, очень хорошие овечки. Пастух не мог ими нарадоваться. Для того, чтобы с овечками ничего не случилось, он надел им на шею по звонкому колокольчику. Только одна овечка отказывалась носить колокольчик. Пастух долго упрашивал, объяснял упрямой овечке, что если вдруг она заблудится или в их местечко случайно забредет волк, он услышит тревожный звон колокольчика и сможет прийти на помощь. Но упрямая овечка так и не дана надеть себе на шею колокольчик.
Я - овечка Бяша,
Так меня зовут.
Щипать люблю я травку И бегать там и тут.
Я смелая овечка И волка не боюсь,
И без колокольчика Я точно обойдусь.
Все лето овечки веселились на зеленых лужайках. Но однажды в их местечко случайно забрел злой и голодный волк. Увидав милых и толстеньких овечек, он стал медленно подкрадываться к ним.
Бяша была ближе всех к волку, и он решил напасть на нее. Бедная овечка подняла глаза и увидела перед собой настоящее чудовище (волка). От страха, она не могла издать и звука, а только бегала в смятении из стороны в сторону. Но тут и остальные овечки увидели хищника. Они начали громко блеять и звенеть своими колокольчиками. Услышав звон колокольчиков, пастух выскочил из дома, схватил палку и бросился на лужайку, где паслись овечки. - Он успел как раз вовремя. Волк, увидел пастуха, бросился наутек. Бяша! отделалась легким испугом и клочком своей шерстки.
Овечка поняла, что она была глупой и упрямой. Она попросила прощения у своего хозяина и с радостью надела звонкий колокольчик.
Прости меня, хозяин,
И вы, мои друзья.
Была я беззащитная,
Глупенькой была.
Теперь мой колокольчик
От бед меня хранит.
Своим чудесным звоном
От волка защитит.
Дети выполняют танцевальные движения в ходе прослушивания песенки
Воспитатель: Вот так же, ребята, нас защищает от бед и нечестия нательный крестик.
Ребенок: Всем ребятам при Крещении
Крестики надевал священник.
Если он с тобой всегда,
Не страшна тебе беда.
Воспитатель: Если вам вдруг станет страшно, тревожно, достаньте свой нательный крестик, горячо поцелуйте его, вспомните и произнесите слова, написанные с обратной стороны крестика: «Господи, Спаси и Сохрани; и ничего не бойтесь. Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, от видимых и невидимых врагов.
Постарайтесь никогда не расставаться с нательным крестиком. Послушайте, как не хотел расстаться со своим крестиком мальчик из стихотворения.
Ребенок: Мне сказал сегодня врач:
«Крест сними с себя и спрячь,
Я тебя послушаю...
А я его не слушаю!
Не переча, не грубя,
Не снимаю крест с себя.
Не расстанусь я с Христом!
Можно слушать и с крестом.
(Е.Г.Санин)
Воспитатель: Крестик надо носить, не прячась, не смущаясь, а даже гордясь. Это единственная гордость, которая похвальна для христианина.
Воспитатель: А теперь каждый из вас может сделать овечку Бяшу. Демонстрация образца действия с устной инструкцией по скатыванию шариков из салфеток и наклеиванию внутри контура изображения.
Работа детей.
Воспитатель: Ребята, чтобы овечки не потерялись, и с ними ничего не случилось, я подарю вашим овечкам колокольчики.
А что у вас есть, что может вас защитить?
Ответы детей
Организация выставки детских работ « Веселые овечки»
Воспитатель: Своих овечек вы вечером сможете забрать домой, они будут украшать святой уголок в вашей квартире.
Образовательная область «Обучение грамоте» старшая группа тема «Прогулка в зимний лес»
Кравченко Е.А., воспитатель ДО высшей категории,
ГУО «Ясли-сад №5 г.п. Корма»
Программные задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знания о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках. Учить читать буквы, слоги, слова, делить слова на слоги, называть слова на заданный звук. Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, воображение, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки зимующих птиц; снежники с буквами; написанные слоги и слова: лес, дом он, ух, ла, шум, сон; кормушка, семечки, зерно; фишки для звуко – слогового анализа слова «лиса» картина с изображением лисы, таблица и кубики Н.А.Зайцева, карандаши.Аудиозаписи.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости. Давайте пожелаем им здоровья, подарим улыбку и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель. Какая сейчас пора года? (зима) Зима какая? (морозная, холодная, снежная, вьюжная …)
Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку в зимний лес, но лес тот необычный. В лесу нам потребуются знания о звуках, буквах, словах. Сначала вспомним правила поведения в лесу (Дети называют).
Воспитатель. А чтобы в пути нам было веселее, давайте немного разомнёмся.
Речевая зарядка.
Ма-ма-ма – наступила зима (погладить щёки)
Ме-ме-ме – рады мы зиме (хлопки)
Ду-ду ду в зимний лес иду. (шаги)
Та-та-та- кругом красота. (развести руки в стороны)
Сы-сы-сы- мёрзнут носы. (потереть нос)
Воспитатель. Итак, в путь! (имитация ходьбы)
Воспитатель. Вот мы и на лесной поляне.
Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой повязалася сосна…
Ой, смотрите снегопад, и снежинки к нам летят.
Воспитатель. Ребята, а снежники не простые, а буквенные. Давайте назовем буквы на снежинках. (Дети называют буквы, написанные на снежинках и слова, которые начинаются на данною букву).
Воспитатель. Как можно одним словом назвать все эти буквы? (гласные.) гласные звуки можно долго тянуть, сказать громко, тихо, во рту ничего не мешает.
Воспитатель. А какие ещё бывают звуки? (согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
Игра «Назови пару»
Проводится в кругу со снежком. Воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ – мягкую пару называемого звука. Например, воспитатель называет звук [с],[в],[м],[н],[р],[п],[д],[ж], и одновременно бросает снежок одному из детей. Ребёнок ловит снежок, называет парный мягкий согласный. [с`],[в`],[м`],[н`],[р`],[п`],[д`],[ж`], и возвращает снежок воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то шуршит в лесу. Вы узнаете, когда отгадаете загадку. Присаживайтесь на стульчики «пенёчки» и слушайте внимательно.
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет
Кур крадет (Лиса).
- Я предлагаю разобрать слово «Лиса»
- Но вначале вспомним, какие бывают звуки?
(Согласные, гласные).
- А какие бывают согласные звуки?
(Твердые, мягкие)
-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?
(синими)
- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?
(зелеными)
- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?
(красными)
Воспитатель. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на картинке? «Лиса»
- Что обозначают клеточки.
- Сколько звуков в слове «Лиса» (Четыре звука).
- Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (Ль)
- Какой он? (Согласный, мягкий)
- Какой фишкой обозначим? (Зеленой)
- Что мешает во рту, когда мы произносим этот звук (Ль). – Язык.
- Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)
- Какой он? (Гласный)
- Какой фишкой обозначим? (Красной)
Когда произносим гласный звук (И), нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).
- А сейчас поищем третий звук. Какой третий звук в слове «Лиса».
Произнесем вместе. (С)
- Какой он? (Согласный, твердый)
- Какой фишкой обозначим? (Синей)
- Что мешает во рту, когда мы произносим звук (С) – язык, зубы.
- Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)
- Какой он? (Гласный)
- Какой фишкой обозначим? (Красной)
Когда произносим гласный звук (А) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).
- Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).
- Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)
- Какой первый слог (ЛИ).
- Какой второй слог (Са).
- Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)
- Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука). Назовите их. (Ль, С). Воспитатель сообщает, что в словах всегда столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге обязательно есть гласный звук.
Игра «Живые звуки»
Воспитатель вызывает поочередно четырех детей и предлагает им взять фишки в такой последовательности [а], [л`], [с], [и]. Дети подходят к воспитателю и строят слово лиса.
Воспитатель. Молодцы ребят , все справились с заданием.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, снова пошёл снег. Давайте поиграем с нашими снежинками.
Пальчиковая гимнастика
Стою и снежинки в ладошки ловлю (поочерёдное сгибание пальцев)
Я зиму и снег и снежинки люблю
Но, где же снежинки в ладошке вода? (сжимают и разжимают кулаки)
Куда же исчезли снежинки, куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (потряхивание ладонями)
Как видно, ладони мои горячи (растирают ладони).
Затем на местах за столами дети индивидуально делают звуковой анализ слова «лиса». Затем расшифровывают слово, переписывая буквы согласно называемым цифрам.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что за стол среди берёз под открытым небом, угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (кормушка) А как ещё называют кормушку? (птичья столовая)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу. Кто их оставил? (птицы). Значит, это следы? (птичьи) Давайте прочитаем, что они написали. (чтение слогов, слов, СА; ПА; АУ; дом, лес, шум).
Встаньте и подойдите к кормушке, насыпьте зерна в кормушку (дети сыплют корм в кормушку). В кормушке зерна есть, а что-то не видно птиц. Давайте их позовём, прохлопаем названия птиц и поможем им найти кормушку.
(Дети отгадывают загадки, делят слова на слоги, помещают птиц в кормушку).
Сначала позовём птичку-невеличку, которая ножки имеет, ходить не умеет, хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей)
Спинкой зеленовата животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Ляжет спать в дупло (Сова)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Верещунья белобока,
А зовут её …(Сорока)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хитроватая –
Известная персона.
Кто она?…(Ворона)
Воспитатель. Ребята, давайте с вами пропишем названия птиц кубиками.
- Пока птички клюют, мы с вами поиграем. Давайте отойдем в сторону, чтобы не спугнуть птиц.
Воспитатель. Сейчас я каждому буду бросать снежок, и называть слова, а вы в ответ противоположное по смыслу слово.
Игра «Назови наоборот »
Холодный – горячий
Чистый – грязный
Тихий – громкий
Весёлый – грустный
Толстый – тонкий
Старый –молодой
День – ночь
Прятать – искать и т.д.
Воспитатель. Ребята, наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? Чем мы занимались в лесу? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание показалось трудным? Кто сегодня занимался хорошо? А кто думает, что он сам сегодня очень старался. Ребята, я довольна вашими знаниями и поведением в лесу. Вы – настоящие друзья природы. Давайте все скажем « Я сегодня Молодец!» и погладили себя по головке.
Воспитатель. Ну а сейчас в путь. (дети имитируют ходьбу на лыжах).
Рекомендовано к изданию методическим советом отдела образования, спорта и туризма Кормянского райисполкома
«Лучший позитивный опыт – в практику»/составитель Л.А.Сакова. – Корма: районный учебно-методический кабинет отдела образования, спорта и туризма Кормянского райисполкома, 2014. – 27с.
В сборнике собраны конспекты занятий педагогов учреждений дошкольного образования, участников конкурсов профессионального мастерства 2012года, 2014 года. Материалы адресованы педагогам для использования в работе.
Районный учебно-методический кабинет,
отдела образования, спорта и туризма
Кормянского райисполкома, 2014